Как определить полярность автомобильного аккумулятора

Содержание

Как определить полярность без маркировки

Таким образом, разобраться с расположением плюса и минуса сможет даже школьник, но как быть, если информация на корпусе батареи отсутствует. В этом случае приходится прибегать к универсальным вариантам определения типа полярности.

Мультиметр

определить, полярность, автомобильный, аккумулятор

Различают несколько способов проверки этим прибором. Начнём с самого известного и традиционного, когда тестер предварительно выставляется в режим замера постоянного тока до 20 вольт. Затем чёрный щуп мультиметра одним концом подсоединяется в гнездо COM (минус), а красный — в гнездо VmA (плюс). Обратными концами щупы измерителя интегрируются с токовыводящими концами батареи. Мультиметр включается, и на основании показателей делаются такие выводы:

  • положительные числа на шкале укажут на плюсовую клемму АКБ по чёрному проводу и минусовую клемму по красному;
  • отрицательные значения — что интеграция проведена неточно, и чёрный провод указывает на минусовую клемму, а красный — на плюсовую.
  • аккумулятор ставится клеммами на себя;
  • щупы от мультиметра подсоединяются к выводам аккумулятора — чёрный на левую клемму, красный — на правую;
  • снимаются показания прибора.

Если показывает 12,99 — полярность классическая, и плюс слева. Если на дисплее тестера 13 вольт — схема обратная.

Народные способы

Для определения полюса АКБ можно использовать эффективные народные методы. Интересный вариант описан в одном популярном журнале:

  • взять сырой картофель и разрезать его пополам;
  • найти два любых тонких провода с оголёнными на обеих сторонах концами;
  • провода подсоединить к клеммам батареи одним своим концом, и воткнуть в срезы картошки — другим концом;
  • выждать 20 минут.

На той половинке картофеля, где вокруг провода образовалось зелёное пятно, находится плюсовой заряд.

Другой способ с использованием рабочего кулера от компьютера. Как правило, вентилятор располагает тремя проводами:

  • чёрный — это минус;
  • красный — это плюс;
  • жёлтый — в приведённом примере отбрасывается, он не нужен, так как предназначен для расчёта оборотов.

Коль скоро после подсоединения обоих проводов кулера к батарее, вентилятор начнет вращаться, это укажет на верность подключения.

  • дотронуться концом прибора до одной из клемм аккумулятора и нажать на кнопку;
  • если индикатор начнёт светиться, заряд положительный;
  • если не светится — вывод отрицательный.

Однако данный способ имеет существенный недостаток. Он эффективен только в случае полностью заряженной АКБ. Если же она разряжена, то индикатор будет загораться при контакте с обеими клеммами, и правильно определить полярность будет невозможно.

Какая разница между прямой и обратной полярностью

Помимо номинальной ёмкости, типа и размера корпуса, существуют и другие технические параметры АКБ. Полярность свидетельствует о позиции клемм напряжения, расположенных на верхней или лицевой панели батареи. Наибольшее распространение получили обратная и прямая схемы, но известны также другие, хотя и редко встречающиеся системы токовыводящих элементов.

Помимо традиционных разработок, известны, к примеру, американская и азиатская схемы. На первых клеммы расположены на самой верхней панели корпуса АКБ, на японских — сам корпус меньше, на верхней крышке нет выступа, а клеммы тоньше.

Классически плюсовой вывод должен находиться справа, минусовой — слева (лицевая часть батареи с клеммами смотрит на проверяющего). Однако бывает и наоборот. В этом есть отличие между прямой и обратной схемой. В первом случае клеммы помечены по традиционной схеме, во втором — по диаметральной.

Прямую полярность довольно часто маркируют как «1». Она была принята повсеместно ещё в СССР, считается отечественной разработкой. Даёт возможность пользователю быстро и легко определить характеристику аккумулятора. Обратная схема маркируется как «0» и считается европейской разработкой. Как правило, именно такими аккумуляторами оснащены штатно многие европейские машины.

Как определить полярность автомобильного аккумулятора

Автомобильный внешний источник тока, кроме всего прочего, обладает таким значением как полярность. В процессе установки аккумулятора крайне важно знать об этом, чтобы не перепутать выводы. В противном случае, это приведёт к различным проблемам, вплоть до порчи нового АКБ. Примечательно, что перепутать клеммы аккумулятора может даже опытный автомобилист.

Что будет если перепутать полярность

Зачастую последствия неправильного соединения аккумулятора бывают «плачевными». 8 самых распространённых случаев приведены ниже.

  • Произойдёт замыкание, сгорит в лучшем случае пара предохранителей. Если проводка полугнилая, то расплавится, придётся заменить.
  • Возникнет пожар, что тоже не исключено, ведь аккумуляторная батарея как-никак выдаёт в среднем 60-амперный ток. Оплавление проводки — это прямой риск загорания, так как рядом всегда масло и бензин. Кроме того, подкапотное пространство и салон современных авто изобилуют пластиком, который тоже быстро загорается.
  • Испортится батарея, ведь она начнёт работать в другом порядке. Конечно, сразу аккумулятор из строя не выйдет, но переплюсовка — испытание для него очень серьёзное, тем более, если продолжается долго и часто. Скорее всего, первыми разрушатся свинцовые пластины, что понизит мощность аккума, затем короткое замыкание, и АКБ надо менять.
  • Сгорит плата блока управления. К сожалению, случается и такое.
  • Сгорят предохранители, защищающие систему от переплюсовки.
  • Пострадает диодный мост генератора.
  • Может сгореть сигнализация.
  • Частично оплавятся различные провода, не только аккумуляторные.

Перегорание предохранителей

Пожалуй, это самая безобидная неисправность. По статистике, во время эксплуатации перегорает около 20% установленных в автомобиле предохранителей. Поэтому важно тщательно проверить все предохранители. Те, что перегорели, в обязательном порядке должны быть заменены на новые, аналогичные.

Поломка автомобильного генератора

Это довольно распространенная проблема, по статистике это происходит в 90% случаев. Если неправильно подключить полностью заряженный аккумулятор, то также может вместе с выходом из строя генератора наблюдаться и возгорание проводки.

В этом случае в генераторе сгорают два диода, формирующие одно из плеч выпрямительного моста. Иногда одновременно могут сгореть 2 или даже 3 пары диодов. При неправильной полярности подключения диоды соединяются в прямой последовательности, и через них проходит ток большой силы. Диоды не способны его выдержать и перегорают. Такой диод имеет почти нулевое сопротивление. Кроме того, большой ток способен провоцировать возгорание электропроводки или даже стать причиной выхода из строя АКБ.

Как определить полярность аккумулятора?

Некоторые производители, чтобы избежать таких ситуаций, в цепь генератора добавляют специальный плавкий предохранитель. Но и это не всегда спасает, поэтому если водитель допустил при подключении аккумулятора переполюсовку, то обязательно надо проверить работоспособность генератора.

Выход из строя электронного блока управления

Очень чувствителен к неправильному подключению по полюсам блок управления двигателя. Если он отказывает, то мотор автомобиля просто прекращает заводиться. Часто производители используют в блоках управления специальную защиту на случай сбоев в работе электрогенератора.

Как определить полярность аккумулятора. прямая или обратная?

Защита выполнена в виде специального стабилизатора, который параллельно подключается к питающей шине. В случае переполюсовки, когда наблюдается резкий скачек напряжения в сети, он вылетает. И тогда для восстановления работоспособности блока управления достаточно заменить этот стабилизатор. В экстренных ситуациях, когда замену произвести нет возможности, можно просто убрать этот стабилизатор, работоспособность блока будет восстановлена.

Прямая и обратная полярность — особенности и отличия

Все современные АКБ на корпусе имеют 2 клеммы: плюсовую и минусовую, возле которых имеются специальные пометки «—» и «». По международным стандартам эти знаки должны иметь рельефное исполнение, чтобы даже при плохом уровне освещения автомобилист смог определить, какой контакт куда подключается. При этом все батареи в зависимости от типа расположения контактных клемм могут иметь два варианта полярности:

  • Прямая — плюсовой контакт находится слева, а минусовой, соответственно, справа.
  • Обратная — плюсовой контакт расположен справа, а минусовой — слева.

Кроме того, есть еще некоторая особенность: клеммы могут быть расположены внутри корпуса батареи (европейский тип исполнения) или выступают над верхней крышкой аккумулятора (азиатский тип исполнения).

Также стоит учесть, что в некоторых машинах размеры контактных клемм позволяют подключить АКБ любой полярности. Конечно, кто-то может посчитать подобную универсальность большим плюсом, но это не совсем так. Ведь в этом случае сильно увеличивается риск неправильно установить источник питания, что приведет к серьезным проблемам.

Присмотреться к налету на клеммах

Это также довольно не точный метод. Скорее косвенный признак, который также может помочь с выявлением полярности. Чаще всего обильный налет при окислении образуется именно на клемме с положительным зарядом. Он может иметь вид зеленоватого или белого налета.

Как определить полярность, если нет маркировки?

На старых батареях может не оказаться обозначения, которые могли со временем просто стереться. И не каждый водитель может сходу определить, где находится плюсовая, а где минусовая клемма. Но есть несколько довольно простых методов, которые могут оказаться полезны.

READ  Какой срок службы автомобильного аккумулятора

Народные способы

Для определения полюса АКБ можно использовать эффективные народные методы. Интересный вариант описан в одном популярном журнале:

  • взять сырой картофель и разрезать его пополам;
  • найти два любых тонких провода с оголёнными на обеих сторонах концами;
  • провода подсоединить к клеммам батареи одним своим концом, и воткнуть в срезы картошки — другим концом;
  • выждать 20 минут.

На той половинке картофеля, где вокруг провода образовалось зелёное пятно, находится плюсовой заряд.

Другой способ с использованием рабочего кулера от компьютера. Как правило, вентилятор располагает тремя проводами:

  • чёрный — это минус;
  • красный — это плюс;
  • жёлтый — в приведённом примере отбрасывается, он не нужен, так как предназначен для расчёта оборотов.

Кулер от компьютера

Коль скоро после подсоединения обоих проводов кулера к батарее, вентилятор начнет вращаться, это укажет на верность подключения.

  • дотронуться концом прибора до одной из клемм аккумулятора и нажать на кнопку;
  • если индикатор начнёт светиться, заряд положительный;
  • если не светится — вывод отрицательный.

Однако данный способ имеет существенный недостаток. Он эффективен только в случае полностью заряженной АКБ. Если же она разряжена, то индикатор будет загораться при контакте с обеими клеммами, и правильно определить полярность будет невозможно.

Какая разница между прямой и обратной полярностью

Помимо номинальной ёмкости, типа и размера корпуса, существуют и другие технические параметры АКБ. Полярность свидетельствует о позиции клемм напряжения, расположенных на верхней или лицевой панели батареи. Наибольшее распространение получили обратная и прямая схемы, но известны также другие, хотя и редко встречающиеся системы токовыводящих элементов.

Помимо традиционных разработок, известны, к примеру, американская и азиатская схемы. На первых клеммы расположены на самой верхней панели корпуса АКБ, на японских — сам корпус меньше, на верхней крышке нет выступа, а клеммы тоньше.

Классически плюсовой вывод должен находиться справа, минусовой — слева (лицевая часть батареи с клеммами смотрит на проверяющего). Однако бывает и наоборот. В этом есть отличие между прямой и обратной схемой. В первом случае клеммы помечены по традиционной схеме, во втором — по диаметральной.

Прямую полярность довольно часто маркируют как «1». Она была принята повсеместно ещё в СССР, считается отечественной разработкой. Даёт возможность пользователю быстро и легко определить характеристику аккумулятора. Обратная схема маркируется как «0» и считается европейской разработкой. Как правило, именно такими аккумуляторами оснащены штатно многие европейские машины.

Мультиметр

Различают несколько способов проверки этим прибором. Начнём с самого известного и традиционного, когда тестер предварительно выставляется в режим замера постоянного тока до 20 вольт. Затем чёрный щуп мультиметра одним концом подсоединяется в гнездо COM (минус), а красный — в гнездо VmA (плюс). Обратными концами щупы измерителя интегрируются с токовыводящими концами батареи. Мультиметр включается, и на основании показателей делаются такие выводы:

  • положительные числа на шкале укажут на плюсовую клемму АКБ по чёрному проводу и минусовую клемму по красному;
  • отрицательные значения — что интеграция проведена неточно, и чёрный провод указывает на минусовую клемму, а красный — на плюсовую.
  • аккумулятор ставится клеммами на себя;
  • щупы от мультиметра подсоединяются к выводам аккумулятора — чёрный на левую клемму, красный — на правую;
  • снимаются показания прибора.

Если показывает 12,99 — полярность классическая, и плюс слева. Если на дисплее тестера 13 вольт — схема обратная.

Как определить полярность без маркировки

Таким образом, разобраться с расположением плюса и минуса сможет даже школьник, но как быть, если информация на корпусе батареи отсутствует. В этом случае приходится прибегать к универсальным вариантам определения типа полярности.

Как определить полярность автомобильного аккумулятора

Автомобильный внешний источник тока, кроме всего прочего, обладает таким значением как полярность. В процессе установки аккумулятора крайне важно знать об этом, чтобы не перепутать выводы. В противном случае, это приведёт к различным проблемам, вплоть до порчи нового АКБ. Примечательно, что перепутать клеммы аккумулятора может даже опытный автомобилист.

Что будет если перепутать полярность

Зачастую последствия неправильного соединения аккумулятора бывают «плачевными». 8 самых распространённых случаев приведены ниже.

  • Произойдёт замыкание, сгорит в лучшем случае пара предохранителей. Если проводка полугнилая, то расплавится, придётся заменить.
  • Возникнет пожар, что тоже не исключено, ведь аккумуляторная батарея как-никак выдаёт в среднем 60-амперный ток. Оплавление проводки — это прямой риск загорания, так как рядом всегда масло и бензин. Кроме того, подкапотное пространство и салон современных авто изобилуют пластиком, который тоже быстро загорается.
  • Испортится батарея, ведь она начнёт работать в другом порядке. Конечно, сразу аккумулятор из строя не выйдет, но переплюсовка — испытание для него очень серьёзное, тем более, если продолжается долго и часто. Скорее всего, первыми разрушатся свинцовые пластины, что понизит мощность аккума, затем короткое замыкание, и АКБ надо менять.
  • Сгорит плата блока управления. К сожалению, случается и такое.
  • Сгорят предохранители, защищающие систему от переплюсовки.
  • Пострадает диодный мост генератора.
  • Может сгореть сигнализация.
  • Частично оплавятся различные провода, не только аккумуляторные.

Стандарты прямой и обратной полярности аккумулятора — что это такое?

В современных аккумуляторных батареях для легкового автотранспорта на корпусе АКБ располагаются две клеммы: плюсовая и минусовая. Рядом с этими клеммами располагаются обозначения «минус» и «плюс» в виде арифметических знаков “ –“ и “”, Согласно международному стандарту эти обозначения выполняются в рельефном исполнении, чтобы облегчить определение полярности в темное время суток.

Прямая либо обратная полярности определяются путем установки АКБ наклейкой или табличкой вперед. При отсутствии табличек АКБ располагается клеммами вперед.

Если плюсовая клемма находится справа, а минусовая клемма – слева, то полярность считается обратной (или европейской). Если плюсовая клемма расположена слева, а минусовая клемма справа, то полярность считается прямая (иногда ее называют — российская полярность). Очевидно, при этом руководствуются принятой полярностью курских аккумуляторов, которые ранее устанавливались на Москвич и Жигули.

При этом клеммы могут располагаться внутри геометрических размеров корпуса аккумулятора (условно классифицируются, как европейское исполнение) или выступать над верхней крышкой (азиатское).

Размеры положительных и отрицательных клемм (диаметр) также отличаются: положительная клемма всегда немного толще относительно отрицательной.

Перед приобретением аккумулятора для своего автомобиля следует изучить следующие параметры установочного штатного места:

Для облегчения процесса выбора некоторые производители предлагают автоматизированный онлайн-каталог, с помощью которого можно быстро и без ошибок определить необходимую модель АКБ. Как правило, в модельной линейке большинства производителей есть аккумуляторы прямой и обратной полярности.

В некоторых автомобилях размеры выводов клемм позволяют подключить аккумулятор любой полярности. С одной стороны, эта универсальность является плюсом. Однако, вероятность неправильной установки полярности (переполюсовки) в этом случае увеличивается.

Мультиметром

Надежнее для определения полярности аккумулятора использовать мультиметр. Для этого его необходимо переключить в режим измерения постоянных напряжений U (предел измерений 20 Вольт). Далее подключить черный щуп мультиметра к предполагаемому минусовому выводу АКБ. Красный щуп мультиметра подключить к другой клемме. Если показания вольтметра будут положительные (на цифровом табло будет просто около 12 вольт), то ваши предположения оправдались: черный щуп подключен к минусу, красный – к плюсу. Если на табло будет величина « — 12 Вольт», значит, красный щуп подключен к минусовой клемме.

По налету на клеммах

Косвенным способом определения полярности «подгулявших» аккумуляторов является повышенное оксидное загрязнение положительной клеммы (зеленоватый или белый налет).

В любом случае, лучше пользоваться всеми доступными методами определения полярности перед тем, как подключить аккумулятор к бортовой сети автомобиля.

Как определить полярность аккумуляторной батареи в случае отсутствия маркировки

По размеру клемм

Если обозначения «плюс» и «минус» на корпусе аккумулятора отсутствуют, можно руководствоваться диаметром клемм: плюсовая клемма всегда немного толще минусовой. При этом можно попробовать последовательно подключать минусовую клемму к клеммам АКБ (положительную в это время не трогать, лучше изолировать!). На минусовой вывод аккумуляторной батареи клемма будет надеваться, на плюсовой – заходить с трудом либо не одеваться вообще. Но следует понимать, что такой метод не обладает стопроцентной точностью.

Перегорание предохранителей

Это более безобидная неисправность. Обычно перегорает до 20% всех предохранителей, установленных в автомобиле. Поэтому после переполюсовки следует методично проверить абсолютно все предохранители, начиная от мощных распределительных в подкапотном пространстве и заканчивая салонными. Предохранители следует заменять на аналогичные номиналы, ни в коем случае не большего, иначе они будут неэффективны.

После проверки генератора и замены предохранителей следует вновь подключить аккумуляторную батарею, произвести пробный запуск двигателя. Если автомобиль завелся, дать ему поработать минут десять, после чего проверить степень нагрева генератора. Если он сильно повысил свою температуру, значит, пробит диодный мост, генератор обязательно требует ремонта.

Далее проверяют работоспособность всех электрических узлов и систем автомобиля: блока ABS, кондиционера, климат-контроля, управления кузовом, освещение, щетки, автомагнитола и так далее. Если все исправно, во время первых поездок после переполюсовки контролируют наличие посторонних запахов в салоне и подкапотном пространстве.

Выход из строя генератора

Наступает в 90% случаев, особенно когда АКБ заряжен хорошо. Может привести к возгоранию электропроводки.

Вероятнее всего в генераторе выходит из строя одно из плеч выпрямительного моста (два диода). Иногда могут пробить две-три пары диодов. При переполюсовке получается, что они соединяются в прямом включении, через них протекает большой ток, они пробиваются. Пробитый диод имеет практически нулевое сопротивление. При этом протекает огромный ток, который может вызвать возгорание электропроводки либо вывести из строя аккумуляторную батарею.

Некоторые производители в цепь генератора включают плавкую ставку (предохранитель), чтобы избежать подобных ситуаций. В любом случае, если произошла переполюсовка, необходимо обязательно проверить генератор.

Как определить полярность аккумулятора автомобиля

Автомобильные аккумуляторы обладают такой характеристикой, как полярность. И при выборе нового аккумулятора, очень важно правильно определить нужную полярность. Иначе у вас могут возникнуть проблемы при его установке. В данной статье мы расскажем о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля.

READ  Как снять генератор на Ford Focus 3

Наиболее распространённые схемы расположения токовыводов — это прямая и обратная полярность. Также существуют и весьма экзотические варианты расположения токовыводящих элементов, но на российском рынке они не прижились. Ошибка в выборе полярности не позволит использовать батарею по назначению – токоприёмные полюсные провода, скорее всего, просто не дотянутся до соответствующих клемм. Поэтому перед покупкой нового аккумулятора лучше уточнить, какая полярность у вашего текущего аккумулятора. Так вы сможете быстро сориентироваться и избежать ошибки.

Поэтому проще всего лишь один раз определить и запомнить тип полярности аккумулятора в вашем автомобиле. Сделать это весьма несложно. На аккумуляторных батареях ёмкостью до 110 А·ч токовыводы располагаются по длинной стороне. Расположите аккумулятор этой стороной к себе. На выводах, или рядом с ними, должны быть расположены значки «» и «-», обозначающие соответствующие полюса. Если справа оказался плюсовой вывод (обычно он немного толще минусового), то это аккумулятор обратной полярности. А если «плюс» находится слева, то перед вами аккумулятор с прямой полярностью.

Прямая и обратная полярность аккумулятора для легкового автомобиля

На отечественных легковых машинах (а также на большинстве автомобилей зарубежных марок, чья сборка осуществляется на территории России) установлены аккумуляторные батареи с прямой полярностью. На иномарках, собранных в других странах, установлены аккумуляторы с обратной полярностью.

Реальное фото аккумуляторов для легковых автомобилей с прямой и обратной полярностью

Определение полярности аккумуляторов для грузовых автомобилей происходит схожим способом. Поворачиваем аккумулятор стороной с токовыводами от себя (на грузовых аккумуляторах это короткая сторона) и смотрим где плюс и где минус. Если плюсовая клемма находится справа, то это так называемая обратная или европейская полярность. Если же плюсовая клемма слева, то это прямая или российская полярность.

Слева — европейская или обратная полярность, справа — российская или прямая полярность

Если вы осмотрели свой аккумулятор, но вам не удалось определить где у вас «Плюс» и «Минус», то вы можете обратить внимание на толщину токовыводящих клем. На большинстве используемых в Европе и России аккумуляторов толщина токовыводящих элементов задаётся единым стандартом — на плюсовой клемме она составляет 19,5 мм, а на минусовой — 17,9 мм. Разница между ними заметна не вооруженным взглядом, плюсовая клемма заметно толще. Но, также встречаются аккумуляторы с тонкими клеммами. У них толщина плюсовой клеммы — 12,7 мм, а минусовой — 11,1 мм.

Как определить полярность аккумулятора?

Автомобильный аккумулятор, как и любой элемент питания, например, «пальчиковая» батарейка, имеет определенную полярность («» плюс и «-» минус). Важно при подборе новой аккумуляторной батареи для своего автомобиля правильно определить расположение плюсовой клеммы. Ведь если вы перепутаете полярность стартерного аккумулятора, вам скорее всего не удастся его установить, и впоследствии, возникнут проблемы с заменой уже нового аккумулятора.

Немного поразмыслив, вы скажете – «Ничего страшного, я разверну аккумулятор вокруг его оси, и полярность сразу поменяется». Это так, НО…

В настоящее время все стремятся сэкономить, производители автомобилей не исключение… Каждый сантиметр современной иномарки стоит не мало денег, в том числе и токопроводящие элементы (провода).

Конструкторы все просчитали, все в «притирочку», проводки ровно столько, сколько необходимо для предусмотренного аккумулятора. И если вы купили аккумулятор неправильной полярности и предполагаете развернуть его в месте установки, то учитывайте особенности конструкции стартерной аккумуляторной батареи, в частности то, что клеммы расположены по краю крышки корпуса АКБ, и если вы развернете аккумулятор, те самые клеммы окажутся с противоположной стороны.

И вот вы развернули аккумулятор, клеммы соответственно сместились в противоположную сторону, а конструкторы вашего авто на это не рассчитывали, и длинны силовых проводов автомобиля попросту не хватит для подключения аккумулятора.

Раньше конструкторы автомобилей не были такими экономными, и зачастую авто старого образца имеет небольшой запас длины токопроводящих элементов (проводки), поэтому владельцам этих авто подойдут аккумуляторы с любой полярностью.

И все же, у вас современный автомобиль, и вам нужно правильно подобрать аккумулятор с определенной полярностью.

Для того, что бы определить полярность аккумулятора, предусмотренного производителем на ваш автомобиль, достаточно просто правильно посмотреть на него. Итак, вы смотрите на аккумулятор, из-за конструкционных особенностей подкапотного пространства, он на разных машинах может размещаться по-разному.

Смотреть на аккумулятор предпочтительней с верхнего ракурса. На стандартных АКБ плюсовая и минусовая клеммы расположены по длинной стороне корпуса батареи в правом и левом углах.

Осталось дело за малым, расположите аккумуляторную батарею таким образом, чтобы углы, в которых находятся клеммы, были ближе к вашему лицу.

Отличие прямой и обратной полярности автомобильного аккумулятора:

«обратная (0) R» полярность «прямая (1) L» полярность

Вы сразу задумались, как это проблематично отключить от аккумулятора провода, и после этого вертеть тяжелый «свинцовый ящик»… Этого, конечно же, делать не нужно, достаточно просто подойти (расположить себя) с правильной стороны относительно источника питания вашего автомобиля.

И вот мы «ПРАВИЛЬНО» смотрим на аккумулятор, и внимательно изучаем:

Если вы не отключали АКБ, и он все еще находится на своем месте, то, как правило, на современных авто, токопроводящие элементы (попросту провода с «наклемниками») имеют разные цвета. Клемма, к которой подключен провод красного цвета, и есть плюсовая.

Присмотритесь к тем самым углам крышки аккумулятора, в которых находятся клеммы, в 99% случаях в одном из этих углов вы увидите маркировку «». Вы нашли плюсовую клемму.

Бывают и тяжелые случаи: Вы все тщательно осмотрели и все же не нашли никаких знаков указывающих на полярность аккумулятора. Не отчаивайтесь. Как правило, плюсовая клемма отличается от минусовой по размеру. Можно заметить и невооруженным глазом, что одна из клемм «толще», вот она и есть плюсовая.

Вот и все – вы определили, что плюсовая клемма находится с правой стороны – значит у вас аккумулятор с «обратной (0) R» полярностью, если же «» слева – значит АКБ с «прямой (1) L» полярностью.

Можно ли поставить АКБ другой полярности?

Различия между батареями в расположении борнов (клемм), поэтому поставить АКБ с другим расположением полюсов можно, если правильно выполнить подключение:

  • первым надевают красный провод на плюсовой вывод;
  • затем на «минус» накидывают чёрный провод.

Если расположение полюсов другое, может возникнуть проблема: длины штатного провода не хватает. Решают проблему наращиванием. Но свободного пространства под капотом современных авто мало, удлиненную проводку будет негде разместить. Поэтому установить батарею с обратным расположением клемм удается не на каждый автомобиль.

Основные отличия

Батареи отличаются расположением клемм, разницы в работе аккумуляторов нет, технические характеристики схожих моделей идентичны.

Инструкция, как определить, какая полярность у АКБ:

  • повернуть батарею этикеткой к себе;
  • найти плюсовую клемму;
  • если «плюс» левее «минуса», это прямополярный вариант.

Дополнительный признак прямополярного АКБ: плюсовой вывод по диаметру больше минусового.

Полюса обозначаются цветом колпачков (красный – «плюс», синий – «минус») и обозначением на корпусе.

Полярность АКБ

У аккумуляторных батарей есть выступающие элементы для присоединения проводов – клеммы. Их положение относительно лицевой стороны корпуса называют полярностью. Полюса два, один обозначен значком «плюс», другой «минус». Вариантов размещения клемм на корпусе немного: в первом случае, плюсовой элемент расположен справа, а отрицательный слева, во втором – наоборот.

Реже встречаются иные варианты. Например, на аккумуляторах американского производства клеммы выведены сбоку.

Полярность автомобильного аккумулятора: как ее определить?

Не каждый начинающий водитель знает, что значит полярность аккумулятора. Специалисты 1AK.by сообщают, что неправильное подключение батареи приводит к замыканию и поломке автомобиля, поэтому нужно знать расположение полюсов батареи и правильно проводить подключение.

Рекомендации по выбору

Выбирают аккумулятор по техническим характеристикам, рекомендации для каждой марки автомобиля напечатаны в техническом руководстве. Параметры, на которые нужно ориентироваться:

  • пусковой ток;
  • ёмкость;
  • габариты;
  • полярность.

В продаже представлены, в основном, необслуживаемые (неразборные АКБ). Они удобны, не требуют внимания. Выбор марки – дело личных предпочтений, лучше покупать модели известных брендов.

Как определить полярность аккумулятора

Выше было рассмотрено, чем отличается прямая и обратная полярность на аккумуляторе. Исходя из этих данных, можно сделать простой вывод, что для определения полярности батареи достаточно повернуть батарею к себе лицом, после чего посмотреть, какой вывод находится слева, а какой справа. Если слева “плюс”, то полярность прямая, а если “минус”, то обратная.

Полярность автомобильного аккумулятора: прямая и обратная

Аккумуляторная батарея — важнейший элемент каждого автомобиля. От нее зависит уверенный старт мотора двигателя, и она занимается питанием электрических компонентов автомобиля, когда не поступает энергия от генератора. Автомобильная аккумуляторная батарея является, чаще всего, расходным элементом, ресурс которой ограничен. Большинство водителей не знают, какие химические процессы проходят в аккумуляторах, и чем они отличаются друг от друга, тогда как отличий масса.

У каждого автомобильного аккумулятора сверху имеются две клеммы, которые служат для подключения к электросети автомобиля. Но подключение нужно выполнить правильно, а для этого необходимо знать, что бывают аккумуляторные батареи разных полярностей.

Что такое полярность аккумулятора, какая бывает

Под полярностью аккумуляторной батареи понимается расположение элементов для подключения клемм (токовыводящих) на крышке корпуса устройства. При покупке нового аккумулятора нужно уделить внимание его полярности, чтобы при подключении устройства к бортовой сети не возникло проблем.

Прямая полярность аккумуляторной батареи часто называется “российской”. Дело в том, что на старых моделях автомобилей ВАЗ используются именно батареи прямой полярности, которые были разработаны еще в СССР. У аккумуляторной батареи прямой полярности слева находится “плюс”, а справа “минус”.

Обратная полярность аккумуляторной батареи имеет противоположное расположение выводов для подключения клемм. То есть, слева находится “минус”, а справа “плюс”. Такой тип батарей называют “европейским”.

READ  Установка аккумулятора в автомобиль какую клемму

Важно: Батарея прямой полярности обозначается цифрой “1”, а батарея обратной полярности цифрой “0”.

Стоит отметить, что помимо прямой и обратной полярности аккумуляторной батареи также бывают и другие варианты. Например, есть “американская” полярность, которая отличается нахождением выводов для подключения клемм к аккумулятору не на крышке, а на боковой части батареи.

Что будет, если неправильно определить полярность

Если ошибиться в определении полярности аккумуляторной батареи и подключить клеммы к неправильным выводам АКБ, это чревато серьезными проблемами. Неправильное подключение приведет к серьезным проблемам: перегорание элементов электросети, короткое замыкание, выход из строя стартера и так далее.

Обратите внимание: При неправильном подключении аккумулятора сгорят не все электрические приборы в сети. Дело в том, что некоторые из них не восприимчивы к перемене полярности, например, лампы будут гореть, как при правильном подключении, так и при неправильном.

В современных автомобилях производители делают все возможное, чтобы водители не перепутали при подключении “плюс” и “минус” батареи. Выводы аккумулятора для подключения клемм отличаются друг от друга по размеру. В Европе “плюс” имеет диаметр 19,5 мм, а “минус” диаметр 17,9 мм. Это общепринятый европейский стандарт, которому следуют все производители аккумулятора. Вместе с тем, отличаются по размерам и клеммы, то есть “натянуть” клемму на неправильный вывод не получится.

Кроме того, как известно, у каждого современного автомобиля имеется специальное место для установки и крепления аккумулятора. Клеммы подводятся с двух сторон, и чаще всего они не имеют “дополнительной длины”. Это также ограничивает шанс того, что водитель подключен “минус” к “плюсу”, а “плюс” к “минусу”. Провода банально не смогут дотянуться.

Как подключить аккумулятор неправильной полярности

Бывают критические ситуации, когда автомобиль требуется запитать от аккумулятора другой полярности. Например, автомобиль заглох на шоссе, и у него сел аккумулятор. У водителя имеется в багажнике аккумулятор другой полярности. Чтобы от него запитаться, когда провода не дотягиваются, потребуется пойти на некоторые ухищрения.

Важно подключить к плюсовому выводу аккумулятора плюсовую клемму. После того как это будет сделано (например, для этого можно уложить саму батарею на бок), остается подключить “минус”. Поскольку “минус” является массой, можно просто нарастить провод. Для этого нужно взять кусок провода большого сечения, после чего открутить стандартный провод с клеммой, и на его место вкрутить удлиненный.

Важно: Наращивать можно только минусовой провод, подобный трюк с плюсовым небезопасен.

Полярность аккумулятора — что это и как ее определить?

Одним из источников питания электроэнергией бортовой сети автомобиля является аккумулятор (он же просто батарея или АКБ). Работа этого элемента основана на химических реакциях, но водителю не обязательно знать все нюансы в его конструкции и принципы функционирования, тем более, что конструкция батареи такова, что или требует минимального вмешательства, либо вообще его не требует.

Для большинства автовладельцев – это всего лишь пластиковая герметичная коробка с ручкой (корпус батареи), с двумя выводами на верхней крышке к которым подключается «плюсовой» и «минусовой» провода. В ряде моделей могут дополнительно иметься пробки, для проведения обслуживания аккумулятора, а также сигнальное окошко, по которому можно узнать, что требуется вмешательства (долить воды или зарядить аккумулятор).

Всё, что остается водителю.это правильно подключить провода с клеммами к выводам батареи и все. Но часто возникает достаточно интересная проблема – на старом АКБ провода запросто доходили до выводов и накидывание клемм не составляло труда. А после приобретения новой батареи оказывается, что у нее «плюс» и «минус» поменяны местами и проводка не достают до своих выводов.

Все дело оказывается в таком термине, как полярность. Но в отличие от физических понятий полярности в аккумуляторе все значительно проще. Этот термин в аккумуляторе определяет расположение токовыводящих элементов (тех самых выводов, к которым подключаются провода бортовой сети) на крышке корпуса.

Прямая и обратная полярность аккумулятора

И при подборе нового аккумулятора важно правильно выбрать его полярность, чтобы подключение к бортовой сети авто не создало проблем. Самыми распространенными являются два типа полярности:

У них дополнительно есть еще ряд обозначений, которые будут упомянуты ниже.

Вообще определить, какая полярность у АКБ – очень просто. Но не зная, какая батарея нужна для вашего авто, определение полярности не поможет. Поэтому очень важно перед поездкой на рынок за новым аккумулятором просмотреть расположение проводов с клеммами на автомобиль.

Теперь о самом термине и как его определять. Прямая полярность используется на всех ВАЗах, поскольку АКБ с таким расположением выводов – разработка еще советских конструкторов, поэтому этот тип выводов часто еще называется «российским». Дополнительно в такую полярность еще обозначают цифрой «1». У аккумуляторов с таким типом полярности «плюсовой» вывод располагается слева, а «минусовой» — справа.

Обратная полярность – полная противоположность прямой, то есть, выводы у них поменяны местами («плюсовой» — справа, «минусовой» — слева). Используется такой тип на многих зарубежных авто, но не всех. Поэтому эту полярность еще называют «европейской», также она еще обозначается цифрой «0».

Существуют еще несколько видов полярности, но они особого распространения не получили. К примеру в США используется их собственная полярность – «американская», которая отличается тем, что выводы у них установлены не на верхней крышке корпуса, а на боковой поверхности.

Как определить полярность аккумулятора и чем грозит спутывание полярности

Рассмотрим, как же определить, какой тип полярности имеет аккумуляторная батарея. И здесь все просто, нужно всего лишь повернуть батарею «лицом» к себе. Ориентироваться можно по этикетке на боковой поверхности, поскольку она клеится на лицевой части, или по самим выводам. Батарею нужно повернуть так, чтобы они располагались с ближней стороны, то есть, повернута к вам. А после этого и нужно смотреть, с какой стороны расположены выводы. Если «плюсовой» — слева, то это прямая полярность, если справа – обратная.

А теперь о том, чем грозит неправильный выбор по полярности, и какие проблемы это может создать. Полярность указывается неспроста. Дело в том, что у каждого автомобиля имеется специальное посадочное место для АКБ, где он и закрепляется. При этом провода с бортовой сети подводятся каждый со своей стороны и длина их – определенная. Все это направлено на то, чтобы случайно не перепутать их перед подключением. Но неправильно подключить АКБ все же возможно из-за все той же полярности. Для примера, на ВАЗ установлена батарея прямой полярности, а владелец при покупке нового не обратил внимание и купил «европейский» аккумулятор. При попытках установить его на авто, «плюс» оказывается с другой стороны, поэтому и получатся «переплюсовка», которая может нанести значительный вред.

Неправильное подключение приводит к перегоранию электронных приборов бортовой сети авто и может стать причиной пожара. Интересно, что не все электроприборы сгорят, поскольку ряд из них особо не восприимчивы к изменению полюсов. К примеру, обычной лампе накаливания разницы нет, как сделано подключение, она гореть будет. Что касается электродвигателей, то при смене полюсов они всего лишь начинают крутить в другую сторону. А вот электронные приборы сгорят, поскольку для них «переплюсовка» недопустима.

Сразу скажем, что производители аккумуляторов тоже принимают участие в том, чтобы предотвратить возможное неправильное подключение. И делают они это путем использования разных по размеру выводов. Диаметр «плюсового» вывода больше, чем «минусового». Клеммы, которые подсоединяются к проводам, тоже отличаются по размерам отверстий. Поэтому надеть и закрепить, к примеру, «минусовую» клемму на «плюсовой» вывод не получиться (если не воспользоваться молотком). Дополнительно производители наносят на корпус тиснения, указывающие, какой это вывод.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Что можно предпринять?

Несмотря на все предусмотрительности, проблемы с установкой АКБ из-за его полярности все же возникают достаточно часто. Чтобы их избежать, необходимо не только определить полярность батареи, но еще и посмотреть, как она расположена в посадочном месте. И это очень важно.

Все потому, что достаточно развернуть аккумулятор на 180 градусов, чтобы получить правильное положение выводов на АКБ. К примеру, на автомобиле используется батарея прямой полярности и установлена она «лицом», если смотреть на нее (этикеткой вперед). Если же взять «обратный» аккумулятор и развернуть его на 180 градусов, то выводы окажутся как надо, но при этом АКБ будет обращена тыльной стороной. А поскольку провода имеют определенную длину, то они могут просто не доставать до выводов или им что-то будет мешать.

Напоследок рассмотрим, что же предпринять, если в наличии имеется аккумулятор с неподходящей полярностью, а достать другой не представляется возможным. Здесь важно постараться расположить батарею так, чтобы «плюсовой» провод доставал до своего вывода на аккумуляторе и его можно было закрепить. Для этого можно разворачивать батарею, постараться ее сместить в сторону и т. д.

А вот с «минусовым» проводом разобраться будет значительно легче. Ведь он является массой и подключен к кузову авто. Поэтому его запросто можно нарастить. То есть, берем отрезок провода большого сечения (больше – лучше) необходимой длины. Откручиваем «родной» провод, а на его место закрепляем подготовленный. Затем перекидываем клемму и подключаем его к АКБ.

А вот «плюсовой» провод нарастить или заменить не получится поэтому и важно сделать все, чтобы подключить его к батарее «как есть», без внесения доработок, тем более, что сделать это практически нереально. Ведь обычная скрутка для наращивания длины является небезопасной.