Подмена и ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ и УАЗ
Эффективность тормозов автомобиля имеет огромное значение – если тормозная система сработает неэффективно, может произойти трагедия. Чтоб тормоза были четкими, на всех современных машинах устанавливается усилитель, он обеспечивает секундную остановку транспортного средства при нажатии на педаль.
Ремонт вакуумного усилителя тормозов нужен в случае, если тормоза становятся «ватными», и на педаль приходится с огромным усилием жать, чтоб произвести торможение.
Ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110
Вакуумный усилитель тормозов (сокращенно – ВУТ) автомашин ВАЗ упрощает работу водителю – он в тормозной системе (ТС) увеличивает эффект нажатия на педаль. Этот узел состоит из последующих главных деталей:
- клапана;
- железного корпуса;
- диафрагмы;
- поршня;
- штока;
- сильной возвратимой пружины;
- толкателя, который соединяется с тормозной педалью;
- защитного чехла;
- фланца для установки оборотного клапана.
Корпус устройства делится диафрагмой на две половины, и со стороны, где создается вакуум, устанавливается главный тормозной цилиндр. Разрежение (вакуум) создается за счет соединения этой части корпуса с впускным коллектором ДВС, а когда мотор не работает, канал перекрывает оборотный клапан, устанавливаемый во фланец ВУТ. Воздух (вакуум) при помощи штока и поршня при нажатии на тормоз увеличивает эффект торможения, тем облегчая работу водителю – нет необходимости на педаль жать с большой силой. После отпускания педали мощная возвратимая пружина позволяет диафрагме снутри корпуса принять начальное положение. Когда движок заглушен, разрежение в системе не создается, и вакуумный усилитель тормозов не работает.
На автомобилях ВАЗ-2106-07 и ВАЗ-2108-10 инсталлируются различные по внешнему облику усилители тормозов, но механизм работы устройств схож. Проверяем исправность ВУТ последующим образом: жмем на педаль тормоза и запускаем мотор – если педаль «проваливается» (опускается под давлением ноги), ВУТ работает.
Основная проблема вакуумного усилителя – это повреждение диафрагмы. Когда диафрагма имеет разрывы, воздух просачивается из внешней части корпуса в вакуумную полость, и разряжение в устройстве не создается. Но необязательно неисправность может заключаться в самом устройстве – нередко ВУТ не работает из-за подсоса воздуха либо по другим причинам:
- неисправен оборотный клапан «вакуума»;
- идет подсос воздуха из шланга, соединяющего впускной коллектор с тормозным усилителем;
- нет компрессии в том цилиндре ДВС, откуда берется разрежение.
Необходимо подчеркнуть, что вакуумный усилитель тормозов на автомобилях ВАЗ 2106-10 соединяется шлангом с четвертым цилиндром мотора.
Ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 следует начинать с демонтажа этого узла, потом ВУТ нужно разобрать.
Снятие вакуумного усилителя 2106-07
ВУТ на авто ВАЗ-классика снимается довольно легко, и если есть малые слесарные способности, работу эту выполнить нетрудно. Снятие узла исполняем последующим образом:
- глушим движок, отсоединяем главный тормозной цилиндр (ГТЦ) от «вакуумника», держится цилиндр на 2-ух гайках. Тормозные трубки и шланги от ГТЦ отсоединять не надо, просто отводим цилиндр в сторону;
- слергиваем шланг с оборотного клапана, при всем этом клапан придерживаем, чтоб его не выдернуть и не сломать;
- в салоне на тормозной педали демонтируем фиксирующую скобу и освобождаем толкатель ВУТ;
- потом в салоне отворачиваем четыре гайки, которые держат «вакуумник», демонтируем узел – он вынимается в моторном отделе.
Разборка вакуумного усилителя 2109
Разобрать ВУТ 2108-2109 нетрудно, но для разборки нужно устройство зафиксировать. Разбираем узел в последующем порядке:
- зажимаем «вакуумник» в тисках;
- отверткой на корпусе отгибаем пазы, при помощи которых держатся меж собой две половинки;
- когда практически все заклепки будут разогнуты, нужно придерживать внешную часть корпуса – снутри устройства установлена пружина, и она может выстрелить. Если древняя диафрагма вновь будет устанавливаться на место, далековато отвертку вовнутрь заводить не надо, можно поранить резиновый уплотнитель;
- снимаем резиновые чехлы с креплений (2 шт.);
- демонтируем пластмассовый кожух совместно диафрагмой и толкателем в сборе;
Разборка вакуумного усилителя тормозов ВАЗ. Сделай Сам!
Показан метод разборки вакуумного усилителя в домашних критериях.
КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ВАКУУМНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ВАЗ 21099 2109 2108 2110
В этом видео я для вас расскажу как отремонтировать вакуумный усилитель на вазе 21099 и т.д вакуумный усилитель,…
Обычно в ремкомплекте вакуумного усилителя ВАЗ-2109 имеется диафрагма, манжета, пыльник, чехлы (2 шт.) и клапан. Следует поменять все детали, чтоб потом не пришлось переделывать работу. Собирая вакуумный усилитель, диафрагму лучше сходу закрепить на пластмассовом кожухе, так будет легче смонтировать узел.
Какой стороной ставится пружина, значение не имеет, но собирая усилитель, придется приложить усилие, чтоб попасть отверстиями в корпусе на шпильки.
Ремонт вакуумного усилителя тормозов УАЗ
Проблемы вакуумного усилителя автомобилей УАЗ можно найти по последующим признакам:
- движок троит, и потому что на «Уазовских» моторах вакуумный шланг идет на коллектор первого цилиндра, при неисправном ВУТ не дорабатывает конкретно этот цилиндр;
- под капотом слышно шипение – диафрагма травит воздух;
- педаль тормоза жесткая, и не прожимается при запуске двигателя;
- между ГТЦ и усилителем имеются влажные подтеки (течет тормозная жидкость).
Если обнаруживаются подтеки «тормозухи» в районе ВУТ, необходимо срочно менять или ремонтировать ГТЦ, но если жидкость уже попала в вакуумный усилитель, скорее всего, придется ремонтировать и ВУТ.
Еще одна частая неисправность в тормозной системе – выход из строя обратного клапана. Этот нехитрый механизм проверить очень легко – нужно в него дунуть. Клапан должен продуваться в одну сторону свободно (при подаче разреженного воздуха из коллектора), а в обратную сторону воздух идет с большим трудом. Если клапан неисправен, он в обе стороны продувается свободно.
Замена ВУТ на автомобилях УАЗ
Снимается усилитель на автомобилях производства Ульяновского автозавода по такому же принципу, что и на машинах ВАЗ. Рассмотрим замену ВУТ на примере автомашины УАЗ-31519:
- в первую очередь раскручиваем два крепления ГТЦ к «вакууму», обычно цилиндр крепится гайками на 17, не отсоединяя тормозных трубок, отводим его в сторону;
- под капотом в районе лобового стекла откручиваем 2 болта кронштейна усилителя ВУТ, стандартные болты идут под ключ на 14 мм;
- в салоне на соединении штока с тормозной педалью выдергиваем шплинт, для этого понадобятся плоскогубцы;
- вынимаем соединительный штифт;
две нижних гайки кронштейна усилителя находиятся в салоне авто, они под ключ на 17, отворачиваем этот крепеж;
- сдергиваем шланг со штуцера устройства, демонтируем ВУТ;
- отсоединяем кронштейн от «вакуума» – для этого отворачиваем четыре гайки (они на 17 мм);
- обратный клапан не идет в комплекте с деталью, поэтому его переставляем со старого ВУТ на новый;
- соединяем кронштейн с новым усилителем, производим сборку – устанавливаем все детали на свои места.
Особенности ремонта вакуумных усилителей УАЗ
В отличие от вакуумных усилителей вазовских автомобилей, на машинах УАЗ корпус ВУТ очень прочный, и располовинивать его совсем непросто. Можно отогнуть выступы с помощью монтировки и молотка, но так работа выполняется с нарушением технологии – по инструкции необходимо одну половину поворачивать относительно другой. Самая большая проблема при разборке – «располовинивание» корпуса – порой эти части так закипают, что разобрать узел невозможно. Автовладельцы машин советуют ни в коем случае не вдавливать один корпус в другой – тогда уже точно поворачивание не получится.
Еще одна проблема в ремонте «вакуумников» – низкое качество запчастей в ремонтном комплекте, порой установленных деталей не хватает и на полгода. Автомобилисты советуют ремонтом не заниматься, а купить новую запчасть, хотя здесь есть другой минус – ВУТ на автомобили типа УАЗ-469 или УАЗ-452 стоит недешево, около 3 тысяч рублей. Как вариант, можно на авторазборке подобрать «вакуум» от иномарки, у которого по креплениям подходит главный тормозной цилиндр, и путем подгонки установить на автомобиль. В результате получается дешевле и надежнее – импортные детали даже в состоянии бу служат по несколько лет без каких-либо нареканий.
Регулировка штока вакуумного усилителя тормозов УАЗ
Нередко после замены ВУТ появляются проблемы, и автомобиль уже не так тормозит, как было раньше при исправном «вакуумнике» – тормозная педаль берет в самом конце, или система не до конца растормаживается. Все дело здесь заключается в штоке, который нажимает на поршень ГТЦ – он с завода может быть не отрегулирован. На этом штоке имеется регулировочный винт, который фиксируется контргайкой. На автомобилях УАЗ (модель «Патриот» в расчет не берем) регулировку штока проверяем следующим образом:
- шток утапливаем до конца назад;
- берем металлическую линейку или щуп для регулировки клапанов, укладываем его вдоль корпуса;
- штангенциркулем замеряем выступ над корпусом – шток должен выходить приблизительно на 7,8-8,0 мм;
- если это расстояние не соответствует норме, ослабляем контргайку и регулировочным винтом увеличиваем или уменьшаем длина штока;
- установив нужный размер, фиксируем винт контргайкой.
Еще на UAZ Hunter педаль может «брать» в самом конце, и у нее получается большой свободный ход. Необходимо обратить внимание на положение педали – если она слишком низко от полика в салоне, ее необходимо отрегулировать:
- раскручиваем гайки крепления стоп-сигнала на тормозной педали;
- отсоединяем от датчика стоп-сигнала провода;
- двумя гайками на 19 мм поднимаем педаль, нажатием на тормоз проверяем свободный ход, и если педаль отрегулирована нормально, затягиваем гайки.