Порядок зажигания ханукальных свеч
(Из книжки о Хануке издательства "Маханаим")
Законы свеч Хануки исходят из принципа пирсум hа-нес — "наибольшего прославления чуда". Канделябр помещают слева перед входом в дом, либо же снутри квартиры, на подоконнике, близком к улице, либо слева от входа в комнату, либо в другом месте, где их лицезреет наибольшее число людей. И все эти обычаи установлены для "прославления чуда".
Время зажигания свеч Хануки — сразу по выходе звезд, но если не удалось зажечь сходу, можно зажигать в течение всей ночи. Но если зажигание происходит очень поздно, когда все домашние дремлют и уже не может быть "прославления чуда", то тогда зажигают, но не произносят благословения. Если же прошла вся ночь, а свечки не были зажжены, то никакого специального возмещения не делают, а просто зажигают на последующий денек, как все другие. За полчаса до времени зажигания свеч не едят и не пьют вина. Даже Тору запрещено учить, если это задерживает зажигание свеч Хануки. Сразу по выходе звезд нужно прочитать вечернюю молитву и зажечь свечки. В Иерусалиме принято зажигать свечки Хануки с заходом солнца, до вечерней молитвы.
Свечи должны пылать более получаса после выхода звезд, только тогда заповедь считается исполненной. Идеальнее всего использовать на Хануку осветительный прибор, в каком пылает оливковое масло, но если его нет, то подходят все виды масла либо обыденные свечки. Если зажгли осветительный прибор, масла в каком не хватило на полчаса, то заповедь не считается выполненной, даже если добавить масла во время горения. В этом случае нужно потушить и зажечь во 2-ой раз.
Свечи должны пылать в ряд на схожей высоте. Нужно также, чтоб было достаточное расстояние меж свечками, чтоб пламя одной свечки не смешивалось с пламенем другой и не растапливало соседнюю свечу. Каждый денек устанавливают все восемь свеч, но в 1-ый денек зажигают одну свечу, во 2-ой — две и т.д. до восьми. Порядок зажигания такой:
1-й денек: 00000001
2-й денек: 00000012
3-й денек: 00000123
4-й денек: 00001234
5-й денек: 00012345
6-й денек: 00123456
7-й денек: 01234567
8-й денек: 12345678
Обозначения: "0" — в данный денек эта свеча остается незажженной. "1, 2. " — порядок зажигания свеч на каждый денек. Каждый денек начинают зажигать конкретно с той свечки, которая добавляется. И эта свеча в особенности принципиальна, ибо она — символ того усиления чуда, которое вышло конкретно в сей день.
Как зажигают ханукальные свечи ?
Все про хануку и ханукальные свечи. Смысл праздника. Время зажигания. Подробные инструкции о том как зажига…
Как зажигать Ханукию? Ханукальные свечи?
В этом ролике мы собрали все самые важные законы, связанные с зажиганием Ханукальных огней. Вы узнаете,…
Свечи Хануки — символ Меноры; и так же как Менора в помещении Храма служила источником не физического а духовного света, который Храм давал миру (подробнее см. далее в разделе "Философия Хануки"), так и ныне свечи Хануки предназначены не для освещения комнаты, а для связи с Богом через исполнение Его заповедей. Это назначение свечей Хануки подчеркивается обычаем устанавливать нер шамаш — дополнительную "рабочую свечу", как бы говоря этим: шамаш — для освещения комнаты, а свечи Хануки — для духовного света. Шамаш зажигают первым, от него зажигают все полагающиеся на этот день свечи Хануки, а затем шамаш устанавливают отдельно, не в ряду со свечами Хануки. При зажигании свечей все домашние собираются вместе для большего "прославления чуда".
Перед зажиганием говорят три благословения.
Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, Ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер Ханука.
Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-аса нисим ле-авотейну бе-ямим hа-hем ба-зман hа-зе.
Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-hехейану ве-кийману бе-hигийану ла-зман hа-зе.
Первые два благословения читают во все дни Хануки, а третье — только в первый день, один раз за всю Хануку (если первый день был пропущен, то читают его в тот день, с которого начинают зажигать свечи).
После зажигания свечей читают небольшой текст из Талмуда (Трактат Софрим, гл. 2) — "hа-нерот hа-лалу":
hа-нерот hа-лалу анахну мадликим ал-hа-нисим ве-ал-hа-нифлаот ве-ал-hа-тешуот ве-ал-hа-милхамот, ше асита ла-авотейну ба-йамим hа-hем ба-зман hа-зе, ал-ядей коhанеха hа-кдошим. Ве-коль шмонат йамей Ханука hа-нерот hа-лалу кодеш hем, ве-эйн лану решут леhиштамеш ба-hем, эла лир’отам билвад, кдей леhодот ве-леhалель ле-шимха hа-гадоль ал-нисеха ве-ал-нифлеотеха ве-ал-йшуатеха.
После этого поют или читают пиют (религиозный гимн) "Маоз цур йешуати", рассказывающий историю наших изгнаний и спасение, приходившее от Всевышнего.
Твердыня, оплот спасения моего, Тебя подобает восхвалять.
Когда Ты уготовишь гибель врагу-хулителю,
Бедами насытилась моя душа, в печали иссякла сила моя;
В Свой священный храм Он привел меня,
Отсечь вершину кедра возжелал Аман,
Греки собрались против меня
Открой Руку святую Свою и приблизь окончательное спасение. Отмсти местью за рабов Твоих народу злодейскому, ибо тянется время, но нет конца дням несчастья. Оттолкни смертную тень, несомую Эсавом (Римом) и поставь (нам в защиту) семь пастырей.
После того, как свечи прогорели полчаса, их можно потушить и снова зажечь на следующий день. Если свеча погасла, не прогорев установленного времени, то ее следует зажечь вновь без благословения. Ни для чего иного свечи, фитили и масло использовать нельзя, поэтому принято в последний день Хануки давать свечам догореть до конца. Все время, пока свеча Хануки горит, даже после того, как прошло полчаса, запрещено пользоваться ее светом, а также запрещено сдвигать ее с места; надо сначала погасить ее, а лишь потом двигать.
В вечер наступления Субботы зажигают сначала свечи Хануки, а затем свечи Субботы, при этом берут более длинные свечи, чтобы они горели не менее получаса после выхода звезд (а зажигать их надо до захода, т.к. начинается Суббота).
На исходе Субботы сначала делают hавдалу (ритуал окончания Субботы), а затем зажигают свечи Хануки.
Свечи Хануки зажигают и дома, и в синагоге, и во всяком месте, в котором люди постоянно собираются, и все это для большего "прославления чуда".