То и ремонт системы смазки
Система смазки автомобиля (рис. 1) должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям для понижения утрат мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода товаров износа от трущихся поверхностей и тепла. От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения технического обслуживания и устранения дефектов в процессе использования автомобиля в большой степени зависит надежность работы мотора (рис. 2). В процессе использования автомобиля нужно временами инспектировать уровень и состояние масла в картере мотора, вовремя менять масло очищать и промывать фильтры, поменять фильтрующий элемент узкой чистки, смотреть за давлением масла в системе смазки, не допускать подтекания масла из фильтров, картера мотора, соединений маслопроводов и масляного радиатора.
Набросок 1. Система смазки автомобиля
После пробега первых 5 тыс. и 15 тыс. км масло в движке автомобиля нужно поменять . Потом подмену следует создавать через каждые 15 тыс. км. Масло меняют почаще при эксплуатации автомобиля с районах с прохладным климатом, в горной местности, по нехорошим дорогам, в сельской местности. Сразу со сменой масла меняют масляный фильтр, для снятия которого можно пользоваться зубчатым кожухом либо кожаным ремнем либо просто надев рукавицы. При снятии фильтра масло вытекает, потому необходимо подставить емкость. При установке фильтр заворачивают вручную, руководствуясь указаниями по его сборке и разборке. Фланец фильтра промывают бензином, резиновое уплотнение немного смазывают маслом, потом в картер заливают незапятнанное масло.
Набросок 2. Принципная схема устройства и работы системы смазки мотора
В случае проблем в работе системы смазки сначала нужно проверить уровень масла, потом его вязкость, корректность работы устройств контроля, исправность масляного насоса.
Во время эксплуатации автомобиля более нередко встречаются последующие неисправности системы смазки: понижение уровня масла, увеличение либо снижение его давления в системе, загрязнение масла, нарушение работы вентиляции картера мотора, завышенный расход масла.
Снижение уровня масла может быть вызвано износом сальников, выгоранием масла, недостающим уплотнением коленчатого вала, негерметичностью масляного картера.
Повышение давления в системе смазки может происходить из-за загрязнения каналов системы и масляного фильтра, из-за внедрения масла завышенной вязкости, отказа датчика давления масла, неисправности редукционното клапана.
Причинами пониженного давления могут быть недостающий уровень масла в картере, заедание редукционного клапана в открытом канале, засорение маслоприемника, износ деталей масляного насоса, подшипников коленчатого вала и распределительного вала. При пониженном давлении масла в системе смазки на холостом ходу при прогретом движке нужно сначала проверить уровень масла в поддоне картера.
Система смазки двигателя
Поддержка канала: 5469 6200 2019 7610 (карта Сбербанка)
6. Система смазки
Поддержка канала: 5469 6200 2019 7610 (карта Сбербанка)
Инспектируют уровень масла в поддоне картера с помощью щупа не ранее, чем через 7 минут после остановки мотора. Для проверки нужно вытащить щуп, протереть его ветошью и опять воткнуть в гнездо до отказа. Потом вновь вытащить щуп. След масла на нем указывает уровень масла в поддоне. Обычный уровень масла находится меж верхней и нижней метками на щупе.
Причинами быстрого изнашивания двигателя и его насыщенного, старения могут быть долгая работа в режимах, отличающихся от номинальных (температура охлаждающей воды наименее 60°С либо более 100°С), попадание в масло охлаждающей воды, значимый износ деталей цилиндро-поршневой группы, применение несоответствующего масла. Завышенный расход масла (падение уровня масла от номинального до отметки «MIN» на маслоизмерительном щупе при пробеге 1000 км ) проявляется при утечках масла, износе поршневых колец и поршней либо цилиндров мотора, поломке поршневых колец, закоксовывании прорезей в маслосъемных кольцах или канавок поршней, износе либо повреждении маслоотражательных колпачков клапанов, износе стержней клапанов или направляющих втулок, нарушении работы системы вентиляции картера.
При внимательном осмотре можно отыскать течь масла, вызванную прокладками. Необходимо осмотреть крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также пробку заливного отверстия, штуцер датчика указателя давления, крышку маслоотделителя и уплотнитель маслоизмерительного щупа. Если обнаружены даже небольшие подтеки масла, значит, была нарушена герметичность системы смазки из-за поврежденных прокладок, сальников, ослабления креплений. Если протекает прокладка поддона картера двигателя, нужно снять картер и заменить прокладку. Для замены прокладки в большинстве дизельных автомобилей необходимо из двигателя слить масло, отвернуть все винты крепления нижней части поддона картера и снять ее, затем отвернуть все винты крепления верхней части поддона картера и также ее снять.
Для того, чтобы снять и установить поддон картера бензиновых двигателей зарубежных автомобилей и автомобилей ВАЗ, необходимо автомобиль поднять. Для различных автомобилей последовательность операций по снятию масляного поддона картера различна.
После выполнения этих операций поставить новую прокладку и покрыть герметиком уплотняющие поверхности на закруглениях, установить поддон картера и закрепить его болтами, сильно не затягивая, чтобы не выдавить прокладку. Далее установка выполняется в последовательности, обратной снятию. После установки заливают масло, совершают пробную поездку, чтобы проверить, нет ли утечек в соединениях, и при необходимости подтягивают крепления. Подтягивать болты, винты и гайки крепления поддона картера и крышек необходимо осторожно, чтобы не сорвать резьбу. Для того, чтобы облегчить поиск возможной утечки, перед поездкой места стыков и уплотнений на двигателе снаружи посыпают тальком.
Вязкость масла снижается, если масло долго не меняется, а также в случае неисправностей в системе вентиляции картера. Вязкость масла (т.е. пригодность его для того или иного климата и времени года) обозначают на этикетке цифрами после букв SAE. Большая или маленькая буква W ставится в обозначении зимних марок: SAE 5 W, SAE 10 W. У летних марок никакой буквы не ставится: SAE 30. В маркировке вязкости всесезонных сортов сначала следует зимний показатель, затем — летний: SAE 10 W-50, SAE 15 W 50, SAE 10/W 30.
Необходимо своевременно производить очистку и промывку деталей системы вентиляции картера.
Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя возникает при загрязнении маслоотражателя, золотникового устройства карбюратора, трубок отсоса картерных газов, проявляется оно в повышении давления в системе смазки, в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор, повышенном расходе масла.
Нормальная ли вязкость масла, можно определить на ощупь, растирая его между пальцами. Наличие значительных крупинок и ощущения тепла свидетельствует о том, что масло некачественно. Охлаждающую жидкость — воду в масле можно обнаружить, если слить стакан масла из поддона картера и в течение часа дать ему отстояться.
Появление охлаждающей жидкости в масле служит признаком того, что необходимо заменить прокладку головки блока цилиндров. Кроме того, разжижение масла может происходить за счет части бензина, которая не сгорает при отказе одного из цилиндров двигателя или при работе двигателя на переобогащенной смеси. Такое масло подлежит замене. Причину неисправности необходимо устранить.