Куда уходит Opel
GM прекратил продажи всех ходовых моделей в России
Новость застала всех врасплох: один из крупнейших игроков автомобильного рынка России — концерн GM — заявил о прекращении продаж и сворачивании производств в стране. Де-факто, концерн покидает нас на неопределенный срок, оставив лишь считанные модели премиального сегмента. Как это скажется на владельцах Opel, Chevrolet, дополнительно на России по большому счету?
Генеральное отступление
Кризис уже выкосил несколько марок, крапива, Alfa Romeo и SEAT, увы они не играли значимой роли для массового сегмента. Однако Chevrolet до прошлого кризиса лидировал среди иномарок. Три года назад альянс «джиэмовских» брендов Opel, Chevrolet и Cadillac подписал с правительством РФ соглашение о промсборке, что гарантировало серьезность намерений.
В духе времени, GM располагал четырьмя производственными площадками в нашей стране. На паях с АвтоВАЗом в Тольятти делали Chevrolet Niva, «Автотор» осуществлял контрактную сборку моделей всех трех GM-ких брендов, в Нижнем Новгороде на мощностях «Группы ГАЗ» делали новый Aveo, а основным плацдармом был питерский завод компании, где в последний год выпускали Opel Astra и Chevrolet Cruze. Наконец, две модели для российского рынка собирали в Узбекистане — Chevrolet Cobalt и Spark, а до майдана Chevrolet собирали на Украине.
Теперь у нас прекращается продажа всех моделей Opel, а из Chevrolet остаются только исконно-американские Tahoe, Camaro и Corvette. Chevrolet Niva будет в строю, однако проект новой Niva, показанной на ММАС-2014, заморожен. Производство под Питером ставится на консервацию, контрактная сборка Chevrolet Aveo в Нижнем Новгороде прекращается, а с калининградским «Автотором» отношения разорваны еще которая была в прошлом году. В итоге можно смело заявить, от некогда могучего игрока остаются лишь жалкие объедки: полуроссийский внедорожник, и продать кучка нишевых моделей, рассчитанных на небедных любителей американского автопрома. И еще Cadillac — он во всей этой истории не пострадал.
Опель уходит из россии что делать владельцам.
Кто виноват?
Сейчас приоритетом в развитии российского автопрома была локализация производств. На этот вопрос сделало ставку правительство РФ, обязав крупных производителей непрерывно инвестировать в штамповочные цеха, переход на российскую сталь, создание моторных производств, учебных центров ну что же далее. Нашему клиенту остается крупные игроки, включая GM, подписали соответствующие соглашения, в обмен на инвестиции получали существенные «скидки» при ввозе компонентов в Россию. Так, если на обычный машинокомплект пошлина составляет 30−40%, то для промсборщиков — от 0 до 5%.
Важный момент: чтобы получать такие преференции, нужно выдерживать согласованный с правительством график развития производства. Сам график особой етношение для каждого игрока, однако он подразумевает несколько дедлайнов: к такой-то дате начать сварку кузовов, к такой-то — построить моторный завод.
GM, несмотря на антураж серьезного игрока, был далеко не лидером по вопросу локализации. По существу, «Автотор» осуществлял отверточную сборку и особенными льготами не пользовался, локализация нижегородских Aveo не превышала 20%, а на питерском заводе компании составляла немногим более 20%. Единственная по-настоящему локализованная модель GM — это Chevrolet Niva, увы разработка АвтоВАЗа в особенных послаблениях не нуждалась.
Чтобы сохранить право на «таможенную скидку», GM требовались серьезные инвестиции. Они и были запланированы, например, в 2015 году предполагалось пустить вторую очередь завода под Питером, нарастив мощность с 98 тысяч до 230 тысяч автомобилей в течении года, а локализацию увеличить до 30% и выше. И вам понравятся, в альтернативной реальности что остается сделать нашему клиенту бы получилось, однако тут наступил валютный кризис…
KEY-DOP
И GM оказался в тисках. Не вполне оправившись после предыдущего спада (2008−2009 годы), бренды американского концерна и снова покатились вниз в рейтингах продаж, и в начале этого года именно Opel и Chevrolet оказались в результате тех, кто терял долю рынка пугающими темпами: продажи упали почти в 4 раза.
Почему Opel и Chevrolet уходят из России
Марка OPEL возвращается в Россию или Дональда Трампа послали на хутор бабочек ловить! Мой прогноз на предмет.
Причина — в высокой цене, а она следом объясняется недостаточной локализацией производства. Шутка ли, Chevrolet Cruze подорожал почти вдвое и после нового года стоил от 913 тысяч рублей. Opel Astra оценили примерно так же, потом скинули 100 тысяч рублей, однако положения это не спасло. Некоторые компоненты для «как бы российских» машин покупались за доллары и евро, что делало продукцию GM попросту неконкурентоспособной на лоне моделей с более высоким уровнем локализации.
Не помог и акцент GM на «мировые модели». С уходом Lanos и Lacetti у GM не осталось в обойме доступных автомобилей с перспективой высокой локализации: Aveo и присоединившийся позже узбекский Cobalt не снискали успеха «Соляриса» как еще его называют «Логана» — дороговаты.
И поэтому, бизнес GM в нашей стране стал убыточным, для исправления ситуации требовались что остается сделать нашему клиенту большие инвестиции. Боссы компании, стремящиеся всеми силами вывести Opel из затянувшегося кризиса, решили сосредоточиться на европейском рынке: собственно, последние новинки марки, вроде Adam, адресованы в это время Старому Свету. Сил вытягивать российский плацдарм даже с прицелом на будущее, похоже, не осталось. Управляющий Opel Крал-Томас Нойманн объяснил ситуацию просто: «В настоящий момент наши автомобили, которые производятся у нас, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация в продаже не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».
KEY-DOP
Что делать?
Главный вопрос — что делать дилерам и тем, кто стал счастливым обладателем Chevrolet и Opel? Мы обзвонили представителей марки и с удивлением узнали, что новость о прекращении деятельности у нас тоже застала их врасплох. Никаких предварительных консультаций с партнерами GM не проводил, как не дал и внятных объяснений о схеме дальнейшей работы.
Однако московский офис компании распространил пресс-релиз, в каком пообещал выполнять что остается сделать нашему клиенту обязательства по обслуживанию и гарантийной поддержке машин, и дополнительно обеспечить рынок необходимым количеством запчастей.
Что будет с дилерами? Сейчас на } миф вопрос не готов отвечать никто, однако понятно, что каждый раз вопрос будет решаться по-своему.
Дилеры продукции GM, входящие в крупные автохолдинги, вероятно, захотят сохранить круг клиентов Opel и Chevrolet, ведь техобслуживание и гарантийные ремонты — один из основных источников дохода дилера. Проблема в таком разрезе, что без новых продаж штат гарантийных машин будет быстро сокращаться, поэтому из года в год содержать технический центр персонально под Opel и Chevrolet будет что остается сделать нашему клиенту менее рентабельно.
Уже сегодня, некоторые дилеры бывают вариации не выдержать такого «сюрприза», ведь спад продаж подтачивал их финансовое благосостояние еще которая была в прошлом году. Поэтому есть вероятность, что в некоторых регионах дилеры «джиэмовских» марок свернут работу совсем, и реализовывать гарантийные обязательства будет попросту некому. Будет ли GM предлагать материальные стимулы, чтобы заинтересовать своих дилеров, пока не ясно. По большому счету компания планирует потратить 600 млн долларов на сворачивание бизнеса в нашей стране.
KEY-DOP
Владельцам не следует впадать в отчаяние всегда. Реализовать гарантию есть вариант во всяком официальном дилерском центре соответствующей марки, пусть даже он находится в соседнем регионе. Чем, это форс-мажорная ситуация и она сопряжена с большими логистическими трудностями, если не останется другого выхода, владельцам придется либо отказаться от гарантии, либо искать поддержку у соседей.
При, относительно простые работы по обслуживанию и ремонту быстро освоят (если еще не освоили) универсальные сервисы. Проблемы будут с трудными работами, требующими специализированного оборудования и квалифицированных диагностов, поэтому в регионах, где дилеры GM предпочтут свернуть бизнес, владельцам Opel и Chevrolet придется туго.
Не первый раз…
Отношения концерна GM с Россией складываются весьма непросто. Так, в 90-х был громко распиарен проект по локализации Chevrolet Blazer в Елабуге — одна из первых попыток собирать иномарки в нашей стране. Но особенного успеха проект не снискал и быстро затух.
В начале нулевых появилась почти беспроигрышная идея выпускать в Тольятти востребованный в нашей стране Opel Astra G под брендом Chevrolet Viva, однако после презентации товарной машины цена внезапно выросла на 15−20%, и «Вива» оказалась мертворожденной.
В кризис 2008 года правительство РФ предприняло попытку купить Opel — убыточный европейский актив GM — чтобы дать «пинок» российскому автопрому, но американский концерн заблокировал сделку, опасаясь утечки технологий. По причине, решили действовать своими руками, но…
KEY-DOP
Складывается впечатление, что GM не уделял нашему рынку нужного значения. Если в начале своей карьеры в нашей стране бывшая компания Daewoo, приобретенная GM и выпускающая машины под брендом Chevrolet, еще потчевала нас непритязательными и популярными автомобилями, то в 2010-х ставка была сделана на модели более высокого ценового сегмента.
Вместо автомобилей «специально для России» GM вез в нашу компанию глобальные модели и бразильские «бестселлеры», вроде Cobalt, россиянами не оцененные. Вместо глубокой локализации производства сделал акцент на досборку. Вместо ниши лоукостеров, востребованных рынком, GM бросился атаковать насыщенные конкурентами среднеценовые сегменты.
Если подытожить, GM стремился, в первую очередь, «отжать» российский рынок, не беря на себя лично лишних рисков. Концерн рассматривал Россию как часть Европы, не учитывая многих особенностей, в случае на волне роста рынка такой подход срабатывал, то уже прошлогодний спад обнажил слабые стороны: заводы GM простаивали в общей сложности около 4 месяцев в 2014 году. А кризис лишь усугубил эти тенденции и превратил нежелательную ситуацию в критическую.
Прощай, Opel и Chevrolet. GM оставляет калитку приоткрытой и надеется сохранить доброе имя у нас на будущее, однако бывают ли это будущее при таком отношении к своим партнерам у нас — большой вопрос.