Не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2109

Замена электромотора

  • Отсоедините провод электромотора вентилятора, который удерживается хомутом на кожухе.
  • На кожухе электромоторчик удерживается 3-мя гайками. Все их необходимо открутить.
  • Достаньте электродвигатель из корпуса вентилятора.
  • Непременно проверьте состояние резиновых втулок электромотора, которые останутся на кожухе. При обнаружении трещинок, следов деформации, их непременно необходимо поменять.
  • Проверьте электромотор на предмет работоспособности. Если он вышел из строя, можно приобрести новый и воткнуть в старенькый кожух.

Не изредка работоспособность вента радиатора нарушается из-за деформированной крыльчатки. Заменив его, вы сможете возвратить функциональность устройству.

Замена датчика

  • Выключите зажигание;
  • Слейте жидкость остывания из расширительного бачка;
  • От клеммной колодки датчика отключите пару проводов;
  • Гаечным ключом на 30 выверните регулятор со собственного места посадки. Прикладывать огромное усилие не стоит, рискуете нарушить посадочное гнездо;
  • Следуя в оборотной последовательности, поставьте новый датчик.

Можно поменять датчик без слива воды остывания. Для этого необходимо стремительно вывернуть старенькый регулятор и на его место вкрутить новый. Маленькая часть ОЖ изольется, но зато не придется длительно ее сливать, а потом заливать назад.

Не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ 2109 (Карбюратор)

Авто ВАЗ 2109 оснащаются инжекторными и карбюраторными движками, любой из которых имеет систему остывания. Одним из принципиальных частей этой системы служит вентилятор.

Вентилятор

Если неувязка кроется в вентиляторе остывания инжектора либо карбюратора, тогда для вас предстоит снять его. Полностью может быть отремонтировать агрегат, заменив электромотор либо крыльчатку.

работать, вентилятор, охлаждение, ваза, 2109

Схема с кожухом, радиатором, вентилятором и крыльчаткой

Почему не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ 2108

Чтоб снять вент, сделайте последующие операции:

  • Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
  • Рассоедините колодки проводов. Одна из их крепится на кожухе вентилятора;
  • Возьмите гаечный ключ, открутите пару соединительных болтов. Они фиксируют кожух вента на левом бачка;
  • Дальше открутите еще одну нижнюю гайку, удерживающую кожух устройства;
  • Сейчас для вас будет нужно удлинитель с накидной головкой, чтоб открутить правую гайку сверху, которая укрепляет кожух вента на радиаторе;
  • Остается незначительно — открутить прижимающую пластинку вентилятора. Для этого снимается пара левых гаек;
  • Вручную снимите прижимающую пластинку;
  • Демонтируйте сейчас вентилятор вкупе с кожухом.

Вы сняли агрегат. Сейчас перед вами есть выбор — поменять вполне агрегат, или попробовать отремонтировать его, заменив электромоторчик либо крыльчатку в случае их повреждения.

Датчик

Не торопитесь сходу поменять вентилятор. Не редко проблема заключалась в датчике, реле, предохранителях или просто в нарушенной проводке. Первым делом проверим датчик, а также расскажем об особенностях его замены.

Датчик включения вентилятора располагается в нижней части радиатора. От него отходит пара проводов.

Точная проверка

Дабы не торопиться с выводами, специалисты сначала советуют проверить датчик на предмет работоспособности.

  • Если вентилятор не хочет включаться по стандартной схеме, попробуйте замкнуть между собой провода, которые идут на датчик. Если вентилятор заработал, а датчик горячий, проблема кроется в нем. При горячем радиаторе во время проверки корпус датчика может оказаться теплым. Это говорит о том, что следует проверить состояние термостата и уровень ОЖ в бачке. Возможно, придется поменять и долить соответственно.
  • Если после замыкания проводов вент не включается, звука сработавшего реле не наблюдается, проверьте состояние реле и предохранителя. Он под номером 4 в монтажном блоке.
  • Замкнув провода, вентилятор не запустился, но сработало реле. Тут следует проверить предохранитель под номером 8.
  • При произвольном запуске вента на холодном двигателе он долгое время не выключается, попробуйте отключить от датчика один проводок. Если вентилятор остановился, контакты датчика залипли. Если же вент продолжает крутить, залипание произошло на контактах управляющего реле.

Обнаружив, что регулятор вышел из строя, не остается ничего другого, кроме как поменять датчик активации вентилятора радиатора.

Проверка

На двигателях ВАЗ 2109 рабочая температура составляет 90 градусов.

Если стрелка указателя пересекла отметку в 100 градусов, автомобиль следует немедленно остановить, заглушить мотор и ждать, пока силовой агрегат остынет. Не сделав этого, вам грозит капитальный, дорогостоящий ремонт мотора.

Мотор может перегреваться по разным причинам:

  • Вышел из строя термостат;
  • Забился радиатор;
  • Вышел из строя вентилятор радиатора;
  • Сломался датчик включения вентилятора;
  • Упал уровень ОЖ в системе;
  • Вышла из строя помпа;
  • Нарушилась целостность проводки в цепи вентилятора.

Все эти причины можно и нужно проверить, прежде чем покупать новые детали.

Приведем пример проверки вентилятора и датчика.

Возьмите один провод длиной около метра. Желательно с двумя крокодилами на концах. Масса идет на вентилятор. Ваша задача — подать напрямую с аккумулятора напряжение на вентилятор. Подайте 12 Вольт на второй контакт вентилятора. Если он закрутился, все с ним в порядке. Если нет, придется менять

Включив зажигание, замкните контакты датчика отверткой. В норме при замыкании вентилятор должен начать крутиться, а если разомкнули, то остановиться. Учтите, разные типы датчиков имеют определенную температуру срабатывания — от 87 до 90 градусов и более

Замена крыльчатки

Чтобы поменять крыльчатку, следуйте инструкции:

  • Подденьте стопорную шайбу с помощью плоской отвертки. Она находится прямо по центру крыльчатки;
  • Поддев шайбу, снимите ее;
  • В некоторых случаях крыльчатка крепится на моторе вентилятора гайкой. Потому если у вас она имеется, открутите крепление;
  • Снимите крыльчатку, оцените ее состояние. Если она износилась, деформировалась, замените на новую;
  • Многие вместо стандартной крыльчатки на 4 лопасти устанавливают более совершенную на 8 лопастей.

В процессе обратной сборки убедитесь, что штифт электромотора попал в продольное отверстие на крыльчатке, как указано ниже на рисунке.

Штифт направьте в продольное отверстие

Модернизация

Если вы хотите усовершенствовать работу своего вентилятора радиатора на ВАЗ 2109, предлагаем соответствующую инструкцию.

Для модернизации вам потребуется установить второй датчик и несколько переделать систему.

  • Штатный датчик включения будет отвечать за работу вента на максимальной скорости.
  • Дополнительный датчик будет включать пониженную скорость. Его устанавливают в верхней части охладительной системы.

Теперь конкретнее о том, как все это организовать.

  • Возьмите термодатчик, температура срабатывания которого аналогична штатному регулятору.
  • Установите его в верхнем патрубке, подходящем к радиатору.
  • Чтобы монтировать элемент, потребуется пара шайб и гайка. Обязательно смажьте шайбу герметиком, чтобы через отверстие установки не возникали утечки.
  • Купите резистор для установки на вентиляторе печки. Он имеет несколько выводов, потому при желании можно сделать несколько скоростей работы.
  • Необходимо сделать дополнительную цепь управления. Через нее на обмотку мотора будет подаваться меньшее напряжение.
  • За включение отвечает термодатчик, расположенный в верхней части охладительной системы.
  • Управление лучше делать не на плюсе, а по массе.
  • Работать система будет через кнопку в салоне. Слева от торпедо имеется решетка с двумя заглушками. Вырежьте одну из них и установите туда выключать на два режима. Можно взять регулятор включения печки от ВАЗ 2107.
  • В первом положении будет включаться низкая частота, а во втором — максимальные обороты.
  • Один общий провод подается к минусу.

Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2109. Это уже доработки автолюбителей. Потому установка второго датчика — сугубо под вашу личную ответственность.

Вентилятор — важный компонент системы охлаждения инжекторных и карбюраторных двигателей ВАЗ 2109. При желании и наличии времени, его замену или ремонт вполне можно выполнить своими руками.

Замена крыльчатки

Чтобы поменять крыльчатку, следуйте инструкции:

  • Подденьте стопорную шайбу с помощью плоской отвертки. Она находится прямо по центру крыльчатки;
  • Поддев шайбу, снимите ее;
  • В некоторых случаях крыльчатка крепится на моторе вентилятора гайкой. Потому если у вас она имеется, открутите крепление;
  • Снимите крыльчатку, оцените ее состояние. Если она износилась, деформировалась, замените на новую;
  • Многие вместо стандартной крыльчатки на 4 лопасти устанавливают более совершенную на 8 лопастей.

Меняем крыльчатку

В процессе обратной сборки убедитесь, что штифт электромотора попал в продольное отверстие на крыльчатке, как указано ниже на рисунке.

Штифт направьте в продольное отверстие

Причины неисправности вентилятора

Бывают случаи, когда вентилятор охлаждения радиатора работает беспрерывно. Это также неправильно. Что же делать в таком случае? В чем кроется причина неисправности?

Возможно, произошел обрыв цепей в датчике температуры. Об этом будет сигнализировать постоянно горящая лампочка датчика. В данном случае необходимо просто заменить датчик температуры либо блок системы впрыскивания. Возможно, необходима замена реле. Также могут не размыкаться контакты на термовыключателе радиатора, запускающем реле. Чтоб устранить проблему, потребуется замена термовыключателя.

Для выяснения причины неисправности вентилятора нужно будет его снять.

  • Отсоединить колодку вентилятора и жгута, разъединив провода.
  • Отсоединить провод электродвигателя, открутив левую гайку. При необходимости использовать подходящие ключи.
  • Под капотом открутить два винта, которыми крепится вентилятор.
  • Достать кожух.
  • Снять два болта крепления вентилятора.
  • Снять еще пять болтов и решетку воздухозабора.
  • Поднять опору вентилятора и потянуть его на себя.
  • Повернуть сам вентилятор на 90 градусов и вынуть его.

Схема подключения электродвигателя вентилятора

При любой поломке в автомобиле, независимо от того, перестал работать вентилятор или что-то другое, стоит обратиться в специализированную мастерскую. Опытные мастера всегда найдут причину проблемы, подберут подходящие детали, датчики и выполнят ремонт. Конечно, многие автовладельцы желают сами ремонтировать свой транспорт, это доставляет им немало удовольствия, требует минимальных затрат. Но в данном случае есть риск ошибиться с подбором детали и правильностью диагностики. Автолюбитель может потратить много сил и времени, а в итоге не получить необходимого результата. Чтобы этого не произошло, лучше обратиться к специалисту.

Проверка системы охлаждения

Имейте в виду, что перегретый двигатель не сможет сразу же выключиться. Но такая работа достаточно вредна для мотора ВАЗ, поэтому нужно завершить ее независимо от сопротивления машины.

Пошаговая инструкция проверки системы охлаждения.

  • Сначала необходимо открыть капот машины и осмотреть все пространство под ним. Найти источник пара. Проверить, достаточно ли охлаждающей жидкости в бачке, целы ли все резиновые шланги, радиатор и, конечно, термостат. Возможно, нужна замена именно этих деталей и систем.
  • Посмотреть под коврики для ног — не обнаружится ли там жидкость. Должна же быть весомая причина, почему не происходит охлаждение двигателя машины.
  • Если жидкость не найдена, необходимо посмотреть, работают ли датчики, которые запускают электродвигатель радиатора. Чтобы это сделать, надо снять с креплений датчика, находящегося внутри радиатора, два проводка и соединить их. После этого повернуть ключ зажигания на автомобиле. Если после соединения этих проводов вентилятор охлаждения начинает крутиться, значит, необходимо довести уровень жидкости в системе охлаждения до нужного уровня.
  • Сам вентилятор охлаждения должен работать постоянно. Надо проверить датчики в радиаторе. При первой же возможности стоит заменить эти детали на новые, а также провести замену патрубков.
  • Если при замыкании проводов вентилятор системы охлаждения не работает, причиной всему может быть сгоревший предохранитель или сломанное реле включения вентилятора. Еще один вариант — перегоревший электродвигатель системы охлаждения. В данном случае необходимо заменить все неисправные детали.
  • После замены вышедших из строя элементов следует провести контрольную проверку. Для этого надо замкнуть пару проводов, которые присоединены к автомобильному датчику включения вентилятора охлаждения, и повернуть ключ зажигания. Если электродвигатель вентилятора сможет включиться, значит, проблема устранена.
  • Если же вентилятор охлаждения не включается, нужно проверить его, подав питание для электродвигателя от аккумулятора.
  • Мотор машины ВАЗ 21099 карбюратор может перегреваться и в том случае, если вышел из строя термостат, который регулирует прохождение жидкости в системе охлаждения мимо радиатора или через него. Для того чтобы понять, так ли это, следует проверить температуру шлангов, соединяющих двигатель и радиатор. Если нижний шланг холодный, значит, термостат неисправен.

Причины неисправности вентилятора

Бывают случаи, когда вентилятор охлаждения радиатора работает беспрерывно. Это также неправильно. Что же делать в таком случае? В чем кроется причина неисправности?

Возможно, произошел обрыв цепей в датчике температуры. Об этом будет сигнализировать постоянно горящая лампочка датчика. В данном случае необходимо просто заменить датчик температуры либо блок системы впрыскивания. Возможно, необходима замена реле. Также могут не размыкаться контакты на термовыключателе радиатора, запускающем реле. Чтоб устранить проблему, потребуется замена термовыключателя.

Для выяснения причины неисправности вентилятора нужно будет его снять.

  • Отсоединить колодку вентилятора и жгута, разъединив провода.
  • Отсоединить провод электродвигателя, открутив левую гайку. При необходимости использовать подходящие ключи.
  • Под капотом открутить два винта, которыми крепится вентилятор.
  • Достать кожух.
  • Снять два болта крепления вентилятора.
  • Снять еще пять болтов и решетку воздухозабора.
  • Поднять опору вентилятора и потянуть его на себя.
  • Повернуть сам вентилятор на 90 градусов и вынуть его.

Схема подключения электродвигателя вентилятора

При любой поломке в автомобиле, независимо от того, перестал работать вентилятор или что-то другое, стоит обратиться в специализированную мастерскую. Опытные мастера всегда найдут причину проблемы, подберут подходящие детали, датчики и выполнят ремонт. Конечно, многие автовладельцы желают сами ремонтировать свой транспорт, это доставляет им немало удовольствия, требует минимальных затрат. Но в данном случае есть риск ошибиться с подбором детали и правильностью диагностики. Автолюбитель может потратить много сил и времени, а в итоге не получить необходимого результата. Чтобы этого не произошло, лучше обратиться к специалисту.

Как проверить предохранитель

Это самая простая часть проверки, подходящая, если силовая установка оснащена карбюратором. Вам необходимо в подкапотном пространстве ВАЗ-2109 найти монтажный блок. В нем на месте F-4 располагается предохранитель, отвечающий за работу вентилятора охлаждения. Вытащите его с посадочного места, а затем при помощи мультитестера сделайте пробное измерение (тест на работоспособность).

Если предохранитель рабочий, ищите другую неисправность. В противном случае вам нужно поставить на его место новый с маркировкой 16 А и провести обкатку. Если вентилятор заработал, больше ничего делать не нужно. В противном случае исследуйте другие части системы охлаждения.

Проверка и замена электромотора

Если после замены датчика вентилятор так и не работает, то необходимо проверить и заменить его электродвигатель. Но для начала нужно демонтировать его:

  • Удалите минусовую клемму с АКБ.
  • Отсоедините вентилятор от цепи питания (одна из колодок находится на его кожухе).
  • Открутите крепежные винты с кожуха устройства: слева и снизу.
  • Головкой с удлинителем удалите крепеж, соединяющий кожух с генератором.
  • Удалите две гайки слева, чтобы открутить прижимную пружину вентилятора. Снимите ее.
  • Вытащите весь узел, вместе с корпусом. Попутно вам может быть нужно отсоединить его провода.

Теперь вам нужно добраться до электромотора и установить на его место новый:

  • Хомутом на корпусе закреплен провод электромотора, отсоедините его.
  • Затем открутите три гайки, чтобы снять мотор.
  • Осмотрите посадочное место мотора, все резиновые вкладки на нем должны быть целыми и не деформированными. Если вы заметите повреждения, установите новые прокладки.
  • После этого вам нужно установить новый мотор на место старого, провести обратную сборку вентилятора.

Некоторые автолюбители считают, что можно починить мотор, но в большинстве случаев попытки их не приводят к успеху.

Проверка

На двигателях ВАЗ 2109 рабочая температура составляет 90 градусов.

Если стрелка указателя пересекла отметку в 100 градусов, автомобиль следует немедленно остановить, заглушить мотор и ждать, пока силовой агрегат остынет. Не сделав этого, вам грозит капитальный, дорогостоящий ремонт мотора.

Мотор может перегреваться по разным причинам:

  • Вышел из строя термостат;
  • Забился радиатор;
  • Вышел из строя вентилятор радиатора;
  • Сломался датчик включения вентилятора;
  • Упал уровень ОЖ в системе;
  • Вышла из строя помпа;
  • Нарушилась целостность проводки в цепи вентилятора.

Все эти причины можно и нужно проверить, прежде чем покупать новые детали.

Приведем пример проверки вентилятора и датчика.

Возьмите один провод длиной около метра. Желательно с двумя крокодилами на концах. Масса идет на вентилятор. Ваша задача — подать напрямую с аккумулятора напряжение на вентилятор. Подайте 12 Вольт на второй контакт вентилятора. Если он закрутился, все с ним в порядке. Если нет, придется менять

Включив зажигание, замкните контакты датчика отверткой. В норме при замыкании вентилятор должен начать крутиться, а если разомкнули, то остановиться. Учтите, разные типы датчиков имеют определенную температуру срабатывания — от 87 до 90 градусов и более

Датчик

Как поменять крыльчатку или выровнять ее

Если после демонтажа вентилятора вы заметили, что крыльчатка повреждена или стоит неровно, вам нужно снять ее:

  • В центре крыльчатки расположена стопорная шайба, подденьте ее плоской отверткой и снимите. Если есть дополнительное крепление в виде гайки, открутите его.
  • Снимите крыльчатку и осмотрите ее. При любой деформации лучше всего установить другую крыльчатку.

В процессе этой работы можно модернизировать вентилятор, установив крыльчатку на 8 лепестков вместо стандартной на 4.

Автомобили ВАЗ 2109 оснащаются инжекторными и карбюраторными двигателями, каждый из которых имеет систему охлаждения. Одним из важных элементов этой системы служит вентилятор.

Внешний вид устройства

Замена электромотора

  • Отсоедините провод электромотора вентилятора, который удерживается хомутом на кожухе.
  • На кожухе электромоторчик удерживается тремя гайками. Все их нужно открутить.
  • Достаньте электродвигатель из корпуса вентилятора.
  • Обязательно проверьте состояние резиновых втулок электромотора, которые останутся на кожухе. При обнаружении трещин, следов деформации, их обязательно нужно поменять.
  • Проверьте электромотор на предмет работоспособности. Если он вышел из строя, можно приобрести новый и вставить в старый кожух.

Электромоторчик

Не редко работоспособность вента радиатора нарушается из-за деформированной крыльчатки. Заменив его, вы можете вернуть функциональность устройству.

Что делать, если не работает вентилятор охлаждения на ВАЗ-2109

С того момента, как на ВАЗах с карбюраторами стали использовать электрические вентиляторы, автолюбители часто стали сталкиваться с их отказом. Прежние механические модели считались практически вечными. В большинстве случаев, когда о вентиляторе ВАЗ2109 с карбюратором говорят, что он не работает, узел полностью прекращает выполнять свои функции. Температура двигателя в этом случае превышает 100 градусов, и автомобиль может выйти из строя. Чтобы избежать капитального ремонта силового агрегата, необходимо прекратить движение после отклонения стрелки температуры в красную зону. Затем нужно найти причину, почему не работает вентилятор.

Начинать проверку стоит с уровня жидкости в системе охлаждения (проверьте расширительный бачок), а затем постепенно отмести неисправности других частей системы:

  • предохранителя;
  • датчика температуры;
  • электромотора вентилятора;
  • крыльчатки (она может быть деформирована, что приводит к заклиниванию).

Во время выполнения работ вам предстоит попутно проверить состояние цепи питания. Все проводники визуально должны быть в норме. Лучше всего одну за одной исключать вероятные причины поломки, чтобы система работала стабильно.

Вентилятор карбюратора ВАЗ 2109 не работает.

Работа вентилятора имеет решающее значение в жару года, когда вы медленно движетесь в пробках. В этих условиях перегрев двигателя особенно возможен и, следовательно, необходима хорошая работа вентилятора. Поток охлаждающего воздуха должен быть надлежащим образом радиатор. Если вентилятор охлаждения инжектора ВАЗ 2109 не работает, система охлаждения может закипеть.

Замена электромотора

  • Отсоедините провод электромотора вентилятора, который удерживается хомутом на кожухе.
  • На кожухе электромоторчик удерживается тремя гайками. Все их нужно открутить.
  • Достаньте электродвигатель из корпуса вентилятора.
  • Обязательно проверьте состояние резиновых втулок электромотора, которые останутся на кожухе. При обнаружении трещин, следов деформации, их обязательно нужно поменять.
  • Проверьте электромотор на предмет работоспособности. Если он вышел из строя, можно приобрести новый и вставить в старый кожух.

Электромоторчик

Не редко работоспособность вента радиатора нарушается из-за деформированной крыльчатки. Заменив его, вы можете вернуть функциональность устройству.

Управление вентилятором

Если в машине ВАЗ 2109 Если двигатель имеет раздельный впрыск и инжектор, то нет никакого общего сенсорного переключателя для владельцев модели карбюратора. Контроллер вентилятора электронного блока управления двигателем включает и выключает вентилятор. Этот контроллер получает информацию от датчика температуры охлаждающей жидкости (DTO), установленного в выхлопной трубе между термостатом и головкой цилиндров. Датчик используется для управления не только вентилятором, но и двигателем. В том числе:

  • оптимизация степени обогащения топливовоздушной смеси: в холодном двигателе смесь снова обогащается, при нагревании истощается;
  • увеличение частоты вращения коленчатого вала при запуске двигателя, чтобы двигатель не задерживался сразу после запуска;
  • установка времени зажигания для обеспечения экономии топлива;
  • удерживая клапан рециркуляции в закрытом положении, пока двигатель не перейдет в рабочий режим.

Не включается вентилятор охлаждения ВАЗ 2109

Не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ 2109. При этом был поменян термостат, датчик и сам вентилятор. Однако проблема так и не решилась, что может быть?

Чтобы найти причину следует пойти простым путем — одну за другой исключить возможные причины. Вентилятор и датчик поменян, соответственно причина может быть либо в реле, либо в предохранителе.

Проверим реле вентилятора и предохранитель F4 расположенный под капотом

Убедиться в работоспособности датчика. Замкнуть его контакты, опустить в кипяток и проверить сопротивление.

Проверить проводку идущую до вентилятора охлаждения, возможно где то обрыв

Если после всех проведенных выше процедур вентилятор так и не срабатывает, обратитесь в диагностический центр